На главную

написать сообщение

карта сайта

Наш адрес:Режим работы:
г. Санкт-Петербург, 3-й Рыбацкий проезд, д.3 лит.А
ПН-ПТ: 10:00-19:00

GSM-пейджер > Статьи > Мониторинг объектов > GPS-мониторинг транспорта > GPS мониторинг транспорта - общие сведения

3 Октября 2009 г.

GPS-мониторинг транспорта


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Спутниковый мониторинг транспорта — система спутникового мониторинга и управления подвижными объектами, построенная на основе использования современных систем спутниковой навигации, оборудования и технологий сотовой и/или радиосвязи, вычислительной техники и цифровых карт.

GPS мониторинг транспорта — технология, применяемая в диспетчерских службах на транспорте, а также для решения задач транспортной логистики в системах управления перевозками (англ. TMS — Transportation management system) и автоматизированных системах управления автопарком (англ. FMS — Fleet Management System) для контроля фактических маршрутов транспортных средств при помощи системы GPS и ГЛОНАСС.

Автомобильный тре́кер — прибор, устанавливаемый на автомобиль с целью отслеживания его дальнейшего перемещения и контроля его местоположения.

Обычно трекер определяет своё местоположение принимая сигналы ГЛОНАСС/GPS и отправляя их посредством мобильного интернет канала GPRS на сервер в интернете, на котором владелец прибора наблюдает его перемещения. Почти все современные (2008—2009 гг.) приборы, работающие на этом принципе, могут принимать входящие звонки. Поэтому встречается также название: «трэкфон».

Техническая реализация

Для решения задач мониторинга используются следующие компоненты системы:

    * спутниковые системы навигации: GPS, Galileo, ГЛОНАСС и пр.
    * GPS-приёмники,
    * системы связи с центральным пунктом (космическая /GSM / УКВ) и/или система локального накопления данных.

Иногда дополнительно используются дополнительные датчики, установленные на самом техническом средстве:

    * текущий запас топлива,
    * факт открывания двери или капота,
    * факт наличия пассажира (такси),
    * температура в рефрижераторе,
    * факт работы или простоя спецмеханизмов (поворот стрелы крана, работы бетоносмесителя),
    * факт нажатия тревожной кнопки,
    * и т. п..

Полученные данные могут либо накапливаться в локальном устройстве и затем переноситься в центральную базу по возвращении в парк, либо передаваться на центральный сервер в режиме реального времени.

Датчики и трекер могут устанавливаться на транспортном средстве скрытым образом.

Решаемые задачи

Системы GPS-мониторинга транспорта решают следующие задачи:

    * Мониторинг включает отслеживание текущих координат, направления и скорости движения транспортного средства в реальном времени для нужд диспетчерских служб. В некоторых системах также возможна установка дополнительных датчиков на открытие дверей, включение/выключение исполнительных механизмов спецтехники, топливных датчиков, датчиков для измерения температуры в рефрижераторе и пр. Некоторые системы, например система ARTAL, допускают подключение к бортовому компьютеру автомобиля  удалённое чтение параметров эксплуатации транспортного средства.
    * Учёт пройденного километража и расхода топлива нужен для своевременного прохода ТО, обоснования списания ГСМ бухгалтерией и пр. В системах TMS с помощью GPS производится автоматический учёт доставки грузов в заданные точки.
    * Контроль соответствия фактического маршрута автомобиля плановому позволяет повысить дисциплину водителей. В России, в отличие от развитых стран, эта функция крайне востребована для пресечения несанкционированного использования служебных транспортных средств наёмными водителями в целях личного обогащения, а также для пресечения несанкционированного слива топлива. По оценкам журнала «Логистика», только за счёт повышения дисциплины водителей в российских условиях системы GSM мониторинга окупаются за несколько месяцев.
    * Безопасность: знание координат позволяет быстро найти угнанное либо попавшее в беду транспортное средство. Дополнительно автомобили могут оборудоваться скрытой кнопкой, нажатие либо ненажатие на которую отсылает тревожный сигнал в диспетчерский центр. Кроме этого, некоторые терминалы GPS-мониторинга могут работать в режиме GSM-сигнализации, то есть звонить на заданный телефонный номер в случае срабатывания штатной сигнализации.

Схема работы

Типичная система GPS-мониторинга состоит из трёх звеньев: терминалов, устанавливаемых на автомобили, сервера и клиентских рабочих мест. Терминалы представляют собой специализированные GPS-трекеры, содержащие модуль собственно GPS и модуль сотовой связи (GSM или CDMA). Функции сервера может выполнять как обычный ПК с установленным серверным ПО для относительно простых систем мониторинга так и распределенная кластерная система с специализированнным ПО для сложных бизнес-ориентированных систем мониторинга. В отличие от рабочих мест, сервер должен быть всегда включён, так как именно на нём накапливаются данные о маршрутах. Также важным является поддержание целостности информации и ее своевременное резервирование для поддержания актуальной информации о мониторинге. Клиентское ПО в редких случаях может быть объединено в одну программу с серверной частью, но как правило допускается одновременное подключение нескольких рабочих мест к одному серверу. В некоторых системах за счет установки специализированного ПО на клиентские компьютеры достигается возможность получения оперативной информации путем использования WEB - каналов.

В зависимости от применяемых технических решений можно выделить пять поколений систем GPS мониторинга транспорта:

    * Самые первые системы были оффлайновыми, то есть не позволяли осуществлять мониторинг в реальном времени. GPS-трекер записывал все данные в память и передавал их на сервер по прибытии транспортного средства на базу через проводной или беспроводной интерфейс. Такая схема позволяла контролировать маршрут автомобиля только пост-фактум и не способна помочь, например, при угоне автомобиля.
    * Во втором поколении для организации связи между GPS-терминалами и сервером использовались SMS либо механизм CSD. На сервер устанавливались один или несколько модулей сотовой связи, позволяющие принимать SMS или звонки с данными. Подобные системы отличались огромными платежами за мобильную связь и очень большим периодом времени между измерениями координат. С массовым распространением мобильного интернета системы второго поколения практически вымерли.
    * В третьем поколении в качестве транспортной сети используются GPRS или EV-DO, что позволяет на порядок снизить расходы на мобильную связь и резко улучшить точность прорисовки маршрутов. Сервер в таких системах устанавливается непосредственно у клиента и подключается к интернет и к локальной сети офиса. На сервер и на рабочие места пользователей устанавливается специализированное программное обеспечение. В некоторых системах допускается аренда портов сервера, предоставляемого поставщиком. На данный момент это самая распространённая схема мониторинга.
    * Системы четвёртого поколения также использует один из механизмов мобильного интернет в качестве транспортной системы, но отличаются от третьего использованием веб-технологий. В этом случае сервер размещается у компании-поставщика, его мощности делятся между многими клиентами, а защищённый доступ к данным осуществляется через Web-страницу с любого компьютера, подключенного к интернет. Так как один сервер способен работать одновременно с тысячами трекеров, резко снижается стоимость внедрения и обслуживания системы. Одновременно возрастает надёжность хранения и доступность данных, так как компании-операторы способны содержать многократно резервированное качественное серверное оборудование и штат технических специалистов для его круглосуточного обслуживания. Потенциальным недостатком систем четвёртого поколения является полная централизация — вероятность сбоя или наступления форс-мажорных обстоятельств в таких системах крайне низка, зато последствия сбоя могут стать весьма дорогостоящими для компании-оператора.
    * Системы мониторинга пятого поколения представляют из себя глобальное развитие и централизацию систем предыдущего поколения в единый, распределенный центр мониторинга. В таком варианте данные от устройств собираются одним или несколькими коммуникационными серверами, стекаются на один основной сервер базы данных и растекаются между подключенными промежуточными серверами, которые уже обеспечивают взаимодействие с пользователем(веб-мониторинг) или выполняют фоновые задачи. При таком построении системы пользователи с разных районов, стран и даже континентов работают с наиболее близко расположенным региональным веб-сервером с минимальной задержкой(пингом) до него.

Кроме этого, существуют системы для работы в экстремальных условиях: в горах, пустынях, тундре, на карьерах, в зонах боевых действий и технически отсталых государствах, использующие для передачи данных выделенные радиоканалы или спутниковый интернет. Эти каналы передачи данных по стоимости внедрения и эксплуатации в десятки раз дороже использования обычных сотовых сетей. Штучность заказов и узко специализированное програмное обеспечение таких систем делает их ещё дороже.

Российский рынок систем GPS мониторинга

Под вывеской «системы GPS мониторинга» могут продаваться:

    * GPS трекеры с минимальным набором программного обеспечения. В этом случае стоимость системы равна стоимости трекеров плюс расходам на мобильную связь, но пользователь получает минимальные возможности и должен самостоятельно проводить установку устройств, настройку ПО и т. п.
    * Программно-аппаратные комплексы, представляющие собой законченное решение. Совокупные расходы складываются из цены трекеров, стоимости серверного компьютера, стоимости серверного и клиентского ПО, стоимости качественного подключения сервера к интернет- и электросети, стоимости услуг по внедрению системы и обучению пользователей, плюс оплаты услуг интернет и мобильной связи.
    * Комплексные услуги по мониторингу. В этом случае пользователь получает законченное решение, оплачивая только сами трекеры плюс фиксированную абонентскую плату компании-поставщику, а также, возможно, услуги по установке устройств и обучению пользователей.

При подсчёте суммарной стоимости владения (ТСО) следует учитывать все расходы за период эксплуатации системы в 3-5 лет, что примерно равно времени морального устаревания подобных систем. Стоимость двух систем с близкой функциональностью в конкретном случае может отличаться на порядок.

Следует также учитывать, что системы мониторинга могут быть как самостоятельными решениями, так и модулем в более сложной системе TMS и/или FMS. Немаловажное значение имеют возможности интеграции конкретного решения с другими автоматизированными системами пользователя — бухгалтерской, складской и пр. На данный момент на российском рынке представлено порядка 20 различных систем GPS мониторинга, как импортных, так и отечественных. Импортные решения, как правило, отличаются расширенной функциональностью, зато в отечественных лучше реализованы функции контроля за несанкционированным использованием автомобиля, лучше решён вопрос карт, а формы отчётов соответствуют российскому законодательству. Немаловажным в российских условиях фактором является также защита терминалов от противодействия водителей: наличие резервного аккумулятора, пломбирование устройств и прочие.

Многие поставщики предлагают установку демонстрационного комплекта на 1-2 автомобиля либо демо-доступ к реальным данным собственных автомобилей для оценки возможностей системы с точки зрения пользователя.

P.S. Компания АРТАЛ предлагает комплексные решения в области производства, поставки, установки, настройки, обучения персонала  и сервисного обслуживания систем gps-мониторинга транспорта. Оборудование и технологии АРТАЛ позволяют решить практически любые задачи, стоящие перед владельцами предприятий-перевозчиков, в частности:

  • учет расхода топлива, контроль заправок и сливов
  • контроль открывания двери или капота,
  • контроль водителей
  • факт наличия пассажира (такси),
  • температура в рефрижераторе,
  • факт работы или простоя спецмеханизмов (поворот стрелы крана, работы бетоносмесителя),
  • факт нажатия тревожной кнопки,
  • контроль веса платформы
  • учет пассажиропотока
  • спец. задачи по ТЗ заказчика

=> список

Искать по параметрам

Цена

отдо
Производители
                                                 
Вход Touch Memory
   
SMS-управление
   
Настройка через порт
         

Каталог товаров

Опрос

Вы бы купили сигнализацию производства КНР(Китай)?

результаты

интернет-каталог беспроводных решений